История


1979

Открыто Тенгизское месторождение 

Разработка Тенгизского месторождения в 1979 году

Тенгизское нефтяное месторождение на западе Казахстана открыто в 1979-м году. 18 декабря 1979-го года первая скважина на данной площади дала нефть из подсолевых пластов на глубине 4045 – 4095 метров. С начала и до середины восьмидесятых годов прошлого века на территории месторождения велись активные буровые работы, было пробурено более ста скважин.


1986

На Тенгизе начались строительные работы

В начале 1986-го года начались активные строительные работы на объектах нефтяного промысла, а с наступлением весны – на объектах заводского комплекса. На Тенгиз прибыли специалисты и строители из Западной Германии, Франции, Канады и Венгерской Народной Республики. По проекту, разработанному отечественными нефтяными институтами совместно с немецкой компанией «Лурги», канадской – «Лавалин» и американской – «Литвин»,  венгерская компания «Ведепсьер» осуществила строительство первой очереди Тенгизского газоперерабатывающего завода – комплексные технологические линии КТЛ-1 и КТЛ-2.


1985

Создан «Тенгизнефтегаз»

В феврале 1985-го года для разработки гигантского месторождения создано производственное объединение «Тенгизнефтегаз».


1985

Авария на скважине Т-37 

Ликвидаторы аварии на скважине Т-37

В июне 1985-го года произошло возгорание фонтана на скважине Т-37. Пожар продолжался более 400 дней и был потушен с помощью специалистов американской компании «Камерон».


1991

Пуск Тенгизского нефтегазового комплекса

6 апреля 1991 года инженер Борис Васильев и операторы Абдулхамит Артыгалиев и Гафурин Аубакиров запустили скважину Т-8. На заводской комплекс пошла сырая нефть для очистки от сероводорода и примесей. Состоялся пуск Тенгизского нефтегазового комплекса.


1991

Создано совместное предприятие «ТЕНГИЗШЕВРОЙЛ»

Nazarbaev

6 апреля 1993-го года в г. Алма-Ате состоялось подписание Соглашение об образовании совместного казахстанско-американского предприятия по разработке Тенгизского месторождения. Соглашение подписали Президент РК Нурсултан Назарбаев и глава американской нефтяной корпорации «Шеврон» Кеннет Дерр. Созданное совместное предприятие получило название – «ТЕНГИЗШЕВРОЙЛ».


1993-1998

ТШО создало программу «Бонус Фонд Атырау»

Начата реализация пятилетней программы социальных инвестиций «Бонус Фонд Атырау» с бюджетом $50 млн. В Атырау начато строительство автоматизированной котельной и газопровода природного газа от поселка Редут до котельной города мощностью, достаточной для последующей газификации города и близлежащих населенных пунктов. По программе «Бонус Фонд Атырау» ведется активное строительство хлебозавода, завершены ремонт и переоснащение Атырауской областной больницы. В поселке Кульсары построена больница скорой медицинской помощи, а в г. Атырау веден в действие диагностический центр, оснащенный самой современной медицинской аппаратурой.


2001

Введен в эксплуатацию нефтепровод КТК

КТК

В начале 2001-го года введен в эксплуатацию нефтепровод КТК  для транспортировки тенгизской нефти до нефтяных терминалов черноморского порта Новороссийск. 


2006 - 2008

Ежегодный бюджет программы «Игілік» составит 12 миллионов долларов США


1997

Первая модернизация нефтяного комплекса

В 1997-ом году завершена первая крупная модернизация нефтяного комплекса на Тенгизе – осуществлен проект Debottlnecking – «Расширение узких мест», что позволило довести годовую добычу нефти до 7 миллионов тонн. В том же году начались работы по дальнейшему росту производственных мощностей – проекты «Пятая нитка» и «Программа-12». Проекты были завершены в 2001-м году и подняли уровень добычи нефти до 12 миллионов тонн.


1999

Старт программы социальных инфраструктурных проектов «Игілік»

Запущена новая добровольная программа «Игілік» (в переводе с казахского - «благо»). В рамках данной программы на реконструкцию центрального моста через реку Урал в г. Атырау, а также на благоустройство областного центра было выделено $4 млн. В следующем, 2000 году, бюджет программы составит 5 миллионов долларов США.

 


 

2001 - 2008

 

Строительство Завода второго поколения и комплекса обратной закачки сырого газа

В 2001-м году начаты работы над проектами Завода второго поколения и комплекса обратной закачки газа (ЗВП/ЗСГ). Реализация крупнейшего в истории казахстанской нефтяной промышленности проекта повышения производственной мощности нефтяного комплекса началась в 2003-м и была успешно завершена в 2008-году.  

 


2008

Введен в эксплуатацию завод второго поколения

Завод второго поколения ТШО

Комплекс ЗВП/ЗСГ был введен в эксплуатацию 5 июня 2008-го года Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

«Завод второго поколения – это крупнейший инновационный проект. Совместное предприятие «Тенгизшевройл» является настоящим корпоративным лидером нефтегазовой отрасли страны. Этот проект стоимостью $7 млрд на сегодня является самым крупным в СНГ. Его мощность позволит Казахстану добывать 25 млн тонн нефти в год. К тому же использование высокотехнологичного оборудования существенно уменьшит вредные выбросы в атмосферу», - подчеркнул глава государства.


2009 - 2012

Бюджет программы «Игілік» увеличен до 20 миллионов долларов США в год.

За все время реализации программы «Игілік» было выделено свыше 150 миллионов долларов США на различные социальные инфраструктурные проекты в Атырауской области.


2009

Объем добычи сырой нефти достиг 25 миллионов тонн

Годовой объем добычи нефти в ТШО возрос до 25-ти миллионов тонн после вывода ЗВП/ЗСГ на проектную мощность в 2009-м году, то есть, почти вдвое повысил производительность комплекса.


2011

ТШО становится обладателем Гран-при премии «Парыз»

Церемония вручения премии Парыз

В 2011 году ТЕНГИЗШЕВРОЙЛ стал обладателем Гран-при Республиканского конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз». Церемония вручения состоялась в г. Астане, где Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев вручил награду генеральному директору ТШО Тиму Миллеру.


2012

На Тенгизе добыто 2 миллиарда баррелей нефти с момента создания ТШО в 1993 году.


2013

ТШО отмечает 20-летие со дня образования

За прошедшие 20 лет вклад ТШО в социальные программы и проекты в Атырауской области составил свыше 800 миллионов долларов США, а прямые финансовые выплаты предприятия Республике Казахстан превысили отметку 77 миллиардов долларов США.


2016

Объявлено об окончательном решении по финансированию ПБР-ПУУД

ПБР-ПУУД

В июле 2016 г. Партнёры ТШО объявили о принятии окончательного решения по финансированию ПБР-ПУУД. Данное решение – значимое событие для ТШО и Республики Казахстан, и его принятие стало возможным благодаря высококвалифицированным специалистам и настоящим профессионалам своего дела – сотрудникам ТШО.


2013

ТШО увеличил годовой бюджет программы «Игилик» до 25 млн долларов США

Кроме того, ТШО стал обладателем нескольких наград: в номинации «Компания года в нефтегазовой индустрии» Национального отраслевого конкурса «Корган»; стал лауреатом конкурса по социальной ответственности бизнеса на 8-м Евразийском форуме KAZENERGY. Корпоративная газета «Новости ТШО» объявлена лучшим региональным корпоративным изданием на конкурсе «Лучшее корпоративное медиа – ENERGY TRIBUNE 2013 года».


2015

Полностью ликвидированы запасы серы на Тенгизе

В конце октября ТОО «Тенгизшевройл» объявило правительству об отгрузке последней партии складированной серы, выполнив взятое на себя обязательство с опережением на два года.


2017

TШO достиг отметки 3 миллиарда баррелей добычи нефти с 1993 года


2018

ТШО отмечает свой 25-летний юбилей

Выступление Президента на торжественной церемонии

Milestones


1979

Discovery of Tengiz field

Разработка Тенгизского месторождения в 1979 году

Tengiz oil field, located on the west part of Kazakhstan, was discovered in 1979. 18 December 1979 the first well in the field gave oil from presalt formation at the depth of 4045 – 4095 meters. From beginning to middle of the eighties of the past century drilling works were aggressively conducted on the territory of the field, and more than hundred wells were drilled.


1986

Start of construction activities at Tengiz

In early 1986 construction works were aggressively carried out in oil field facilities, with coming of spring  – in the plant area. specialists and constructors from Western German. France, Canada and Hungarian People's Republic arrived in Tengiz. The Hungarian company Vedepsier construction of the Tengiz gas processing plant - KTL-1 and KTL-2 jontly with Lurgi German company, Canadian Lavalin and American - Litvin companies as per the project developed by home oil institutes.


1985

Tengizneftegas was formed

 Tengizneftegas Production Association was established in February 1985 to develop the giant field.


1985

T-37 incident

Ликвидаторы аварии на скважине Т-37

In June 1985,  there was a fire in the well T-37. The fire lasted more than 400 days and was liquidated with assistance of specialists of the Cameron American company.


1991

Launching Tengiz oil and gas complex

6 April 1991 Engineer Boris Vasilyev and operators Abdulkhamit Artygaliyev and Gafurin Aubakirov launched the well T-8. Crude oil was delivered to the plant complex for treatment from H2S and admixtures. Tengiz oilgas complex started.


1991

Tengizchevroil was formed

Nazarbaev

Since 6 April 1993 signing of the agreement about establishment of  Kazakh-American Joint Venture on development of Tengiz field took place in  Almaty. The Agreement was signed by President of the RoK Nursultan Nazarbayev and Head of American Chevron oil corporation Kenneth Derr.  The established joint venture was given the name - TENGIZCHEVROIL.


1993-1998

Launch of Bonus Fund Atyrau program

Implementation of a five-year social investment program Bonus Fund Atyrau started with the budget of  $50 million. Construction of automated boiler and natural gas pipeline started from the Redut village to the city boiler house with the capacity that is sufficient for further gas supply to the city and adjacent communities in Atyrau. As part of the Bonus Fund Atyrau program  aggressive construction of bakery plant was in progress and d repair and re-equipment of Atyrau oblast hospital was completed. First aid assistance hospital was built in Kulsary and Atyrau Diagnostic Center equipped with modern medical device, and was put into operation.


2001

Launch of CPC pipeline

КТК

In early 2001 CPC pipeline was put into operation for transportation of Tengiz field to oil stations of the Black Sea port. 


2006 - 2008

Annual budget of the Egilik program is $12 million


1997

First modernization of oil complex

In 1997 the first major oil complex upgrade  was completed in Tengiz – the Debottlenecking project – Expansion of narrow areas was performed that allowed to increase annual oil production up to 7 million tons. In the same year works on further production capacity increase - Train 5 and Program 12 started. the projects were completed in 2001 and allowed to increase production up to 12 million tons.


1999

Start of Egilik social infrastructure projects

New Egilik voluntary program (in translation from Kazakh - "benefit") was launched. As part of the current program on reconstruction of central bridge through the Ural river in Atyrau as well as improvement of the oblast center $4 million was allocated. In the following 2000 the budget of the program will make $5 million.


2001 - 2008

Construction of Second Generation Plant and Sour Gas Injection complex

In 2001, SGP/SGI activities started. Implementation of the first expansion project in the history of Kazakhstani oil industry was started in 2003 and successfully completed in 2008. 


2008

Commissioning of Second Generation Plant

Завод второго поколения ТШО

SGP/SGI complex was put into operation by President of the RoK Nursultan Nazarbayev on 5 June 2008.

Second Generation Plant – the largest innovation project. Joint Venture Tengizchevroil has been a real corporate leader of oil and gas sector of the country. This project, that is worth  $7 billion, is the largest in CIS. "Its capacity will allow Kazakhstan to produce 25 million tons of oil per year. In addition, using advanced technology equipment will  considerably decrease hazardous air emission", Head of the State said.


2009 - 2012

By this year budget of the Egilik program is $20 million

Over the period of implementation of the Egilik program over $150 million was allocated for various infrastructure projects in the Atyrau oblast.


2009

Production of crude oil achieved 25 millions tons

Annual oil production increased up to 25 million tons after driving SGP/SGI to the project capacity in 2009, i.e. almost doubled the plant capacity.


2011

TCO is awarded with Paryz Grand Prize

Церемония вручения премии Парыз

In 2011 TENGIZCHEVROIL was awarded with Republican Paryz Grand Prize on social responsibility. The Awarding Ceremony was hosted in Astana, where President of Kazakhstan N. Nazarbayev. delivered the prize to TCO General Director Tim Miller.


2012

TCO Produces 2 billion barrels of oil since 1993


2013

TCO celebrates 20th anniversary since its formation

Over the past 20 years TCO's contribution to social programs and projects in the Atyrau oblast exceeded $800 million. Direct payments of the company to the Republic of Kazakhstan were more than $77 billion.


2016

FGP-WPMP Final Investment Decision was announced

ПБР-ПУУД

In July 2016, TCO Partners announced the Final Investment Decision on FGP-WPMP. This was a significant milestone for TCO and the Republic of Kazakhstan. These records and achievements are made possible by TCO’s highly skilled, professional and dedicated workforce. We will continue to invest in training and provide our workforce with experience-building development opportunities.


2013

Tengizchevroil LLP increases annual Egilik spending to $25 million

TCO wins few awards: “Company of the year in petroleum industry” – “Korgan” National industrial contest; Laureate of Corporate Social Responsibility award at the 8th KAZENERGY Eurasian Forum. “TCO Newsletter” is announced as the best regional corporate newsletter by the ENERGY TRIBUNE-2013.


2015

Sulphur Inventory Elimination in Tengiz

In late October of this year, Tengizchevroil formally reported to the government that the company offloaded the last shipment of bulk sulfur from the sulfur pads – two years ahead of schedule.


2017

TCO produces 3 billion barrels of crude since 1993.


2018

TCO celebrates its' 25th Anniversary

Выступление Президента на торжественной церемонии