Производственная безопасность и охрана окружающей среды

Техника безопасности

ТШО сохраняет за собой лидирующие позиции в области обеспечения промышленной безопасности по таким стандартным показателям как, происшествия с потерей рабочих дней и коэффициент регистрируемых происшествий.

Показатели по технике безопасности

КРП - общий коэффициент регистрируемых происшествий на производстве – это показатель, фиксирующий случаи заболеваний и травматизма (но без потери рабочего времени), которые потенциально могут привести к потерям рабочего времени. Показатель КРП - важный опережающий показатель, который жестко контролируется в ТШО.

ПРД - коэффициент происшествий, повлекших потерю рабочих дней.

Безопасный труд - одна из основных ценностей ТШО и обязанность каждого сотрудника

В 2017 году сотрудники ТШО и подрядных организаций отработали свыше 94,5 млн человеко-часов с четырьмя происшествиями, с потерей рабочих дней. Несмотря на то, что данное достижение является результатом мирового уровня, ТШО стремится обеспечить нулевой травматизм на рабочих местах и над улучшением данного аспекта деятельности ведется непрерывная работа. Исполнение этого обязательства является залогом успеха мероприятий по предотвращению несчастных случаев cо смертельным исходом и обеспечению безопасности технологического процесса – двух принципиальных основ ведения безаварийного строительства и производственной деятельности.

Процесс управления вопросами охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды в подрядных организациях (CHESM)

Процесс управления вопросами охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды в подрядных организациях (CHESM) чётко разграничивает ответственность и обеспечивает активное взаимодействие с подрядными организациями. CHESM представляет собой последовательный процесс, направленный на предотвращение происшествий, связанных с нарушением техники безопасности, нанесением ущерба здоровью работников и окружающей среде в подрядных организациях.

Сфера применения


CHESM определяет структуру управления вопросами охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды в подрядных организациях. Процесс применяется ко всем подрядным организациям, осуществляющим работы на объектах под оперативным контролем ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО). Процесс внедряется в первую очередь в организациях, выполняющих работы средней и высокой степени риска.

Примечание: Объекты под оперативным контролем ТШО – это объекты, производственные участки, оборудование или проекты, которые управляются, принадлежат, эксплуатируются или предоставляются в аренду ТШО.

CHESM применяется ко всем подрядным организациям, осуществляющим работы на территории оперативного контроля ТШО. Процесс внедряется в первую очередь в организациях, выполняющих работы средней и высокой степени риска.


Воздействие на окружающую среду

Деятельность компании в области охраны окружающей среды отражают приверженность защите окружающей среды путем постоянного улучшения своих экологических показателей. С 2000 года ТШО инвестировал более 451 млрд тенге (или более 3 млрд долларов США) на реализацию природоохранных мероприятий, в результате которых было достигнуто сокращение сжигания газа на факелах и атмосферных выбросов, улучшение эффективности очистки сточных вод, а также увеличение объемов повторно используемой воды.

Утилизация газа

ТШО занимает одно из ведущих мест по сокращению факельного сжигания в Казахстане. Непрерывная надежность завода и реализация проектов модернизации позволили ТШО сократить общие объемы сжигания газа на 79% с 2000 по 2017 годы. С 2014 по 2016 годы наблюдалось некоторое увеличение объемов сжигания газа на факелах, связанное с усилиями ТШО по повышению надежности оборудования.

Начиная с 2009 года ТШО исключил постоянное сжигание попутного газа. ТШО не исключил периодическое сжигание газа на факелах при проведении планово-предупредительного техобслуживания, ремонтных работ, технического обслуживания в значительном объеме, а также во время сбоев, остановов и в период капитального ремонта.

Вручение награды за снижение сжигания попутного газа

В 2012 году на 10-м глобальном форуме по сокращению сжигания попутного нефтяного газа ТОО «Тенгизшевройл» было отмечено престижной наградой за выдающиеся результаты по сокращению сжигания газа на факелах. Глобальное партнерство по сокращению факельного сжигания газа Всемирного Банка признало ТШО мировым лидером в области сокращения факельного сжигания, благодаря успешно реализованному Проекту утилизации газа, способствовавшему выполнению обязательств компании по прекращению рутинного сжигания газа.

Рациональное использование воды

ТШО понимает высокую ценность пресной воды, которая является основополагающим социальным, природным и экономическим ресурсом, в связи с чем придает большое значение рациональному использованию воды и делает упор на повторное ее использование по мере возможности. Ввиду отсутствия собственных ресурсов поверхностных и подземных пресных вод в районе Тенгизского месторождения, водоснабжение производственных объектов ТШО, как и многих других потребителей воды в Атырауской области, осуществляется из водозабора, расположенного на левом берегу реки Кигач – одной из проток реки Волга, по водоводу «Астрахань-Мангышлак».

Канализационные очистные сооружения в Тенгизе

Канализационно-очистные сооружения (КОС) и установка повторного использования воды (ПИВ) нацелены на сохранение ресурсов пресной воды и управление обработкой сточных вод. КОС ТШО сооружены для очистки 6000 м3 бытовых сточных вод в сутки. Очищенные сточные воды, поступающие с КОС в достаточной степени, обеспечивают ПИВ и способствуют производству воды высокого качества на нужды производства. Эксплуатация установки ПИВ содействует реализации инициатив ТШО, связанных с сохранением пресноводных ресурсов и управлением обработкой сточных вод. Данная установка, введенная в эксплуатацию в 2016 году, является важным компонентом долгосрочной, комплексной программы по управлению водными ресурсами ТШО.

Установка ПИВ ТШО, где сточные воды подвергаются очистке до качества технической воды с помощью обратного осмоса, предназначена для производства 3600 м3 оборотной воды технического качества в сутки для производственных нужд ТШО. Возвратная вода из установки ПИВ повысила ежегодный объем оборотной воды до отметки выше 30% от общего потребления. В ТШО имеется стратегия по краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному управлению водными ресурсами. ТШО продолжает активно заниматься оценкой и осуществлением различных проектов, нацеленных на совершенствование водоохранной деятельности, повышения уровня осведомленности, а также расширение возможностей повторного использования воды.

Управление отходами

ТШО продолжает изучать возможности для поддержания текущего показателя переработки отходов 55%, достигнутого в 2017 году, и предпринимает значительные усилия для развития местного рынка услуг по управлению отходами. Более 25 видов твердых отходов направляется ТШО на переработку. ТШО поддерживает инициативу РК по переходу к Зеленой экономике путем осуществления проектов по переработке отходов, таких как раздельный сбор бумаги, картона и пустых пластиковых бутылок, направляя их в сторонние организации для переработки и повторного использования, тем самым способствуя созданию устойчивой промышленности по переработке отходов в Казахстане.

Приоритетной задачей для ТШО остается развитие казахстанского содержания вместе с нашими партнерами в сфере переработки отходов. ТШО продолжает работу над выявлением дополнительных возможностей для переработки отходов с участием сторонних поставщиков услуг в целях расширения спектра перерабатываемых материалов.

Экологический мониторинг

ТШО ведет постоянный экологический мониторинг, который включает мониторинг воздуха, воды и почвы, в целях обеспечения соответствия деятельности ТШО нормативным положениям РК. Наша комплексная программа экологического мониторинга осуществляется как самим ТШО, так и квалифицированными подрядными организациями. Сбор данных измерений проводится в соответствии с Программой производственного экологического контроля ТШО, разработанной в соответствии с экологическими требованиями РК. В ТШО имеется лаборатория для проведения анализов, прошедшая полную аккредитацию в РК.

Атмосферный воздух

На территории и на границе санитарно-защитной зоны ТШО расположены 12 автоматизированных стационарных станций наблюдения за окружающей средой (СНОС). Стационарные станции мониторинга ТШО также находятся в поселке ТШО и ближайшем населенном пункте – в поселке Жана Каратон, расположенном в 95 км от месторождения Тенгиз. Дополнительно передвижной лабораторией осуществляется еженедельный подфакельный мониторинг. С наветренной стороны на расстоянии 16 км от завода проводятся замеры для получения фоновых значений концентраций исследуемых компонентов. Отбор проб также производится с подветренной стороны заводов в диапазоне от 0,5 до 15 км от завода и на границе санитарно-защитной зоны.

Почва

На территории ТШО установлены и задействованы 55 точек для отбора проб почвы для документального оформления ежегодного мониторинга общего и локального качества почвы. Точки отбора для мониторинга состояния почвы установлены с учетом направления ветра, чтобы определить потенциальное распространение загрязнения посредством ветра за пределами территории. Расположение точек отбора почвы может незначительно меняться в зависимости от состава почвенного покрова, состояния почвы и других условий.

Мониторинг грунтовых вод

С целью получения информации о состоянии окружающей среды и оценки степени воздействия в результате деятельности предприятия, ТШО осуществляет регулярный и постоянный производственный мониторинг грунтовых вод. Наблюдения за грунтовыми водами ведутся по двум первым от поверхности водоносным горизонтам через сеть наблюдательных скважин. Аварийные скважины выводятся из эксплуатации, старые либо не соответствующие техническим условиям скважины ремонтируются в плановом порядке или заменяются новыми, в целях получения компетентного и комплексного мониторинга подземных вод, обеспечивающих получение надежных данных по качеству грунтовых вод.

Мониторинг сточных вод

Мониторинг как промышленных, так и санитарных сточных вод позволяет ТШО контролировать качество сточных вод, отводимых на поля испарения и подземные горизонты (промышленные сточные воды закачиваются в нагнетательные скважины) и обеспечивает соблюдение установленных экологических норм РК. Мониторинг сточных вод проводится на точке сброса на поля испарения и нагнетательных скважинах. Частота отбора и анализы проб осуществляются в соответствии с Программой производственного экологического контроля ТШО.

Готовность к чрезвычайным ситуациям и разливам нефти

ТОО «Тенгизшевройл» обеспечивает соответствие самым высоким стандартам Практики управления качеством продукции в части обеспечения безопасной транспортировки и контроля качества при реализации продукции. Специально назначенная группа профессионалов с особым вниманием работает над оценкой и минимизацией потенциальных рисков для здоровья, окружающей среды, безопасности и качества, в ходе всего жизненного цикла продукции. Данная команда содействует применению передовой практики управления качеством промышленных продуктов заказчиками и поставщиками услуг посредством проверки безопасности и проведения технических аудитов.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) является основным маршрутом для перевозки продуктов нефтепроизводства ТШО. 1500-километровая трубопроводная линия соединяет Тенгизское месторождение с терминалом КТК – Южная Озереевка на Черном море. ТШО также поддерживает условный доступ к трубопроводу в Балтийской трубопроводной системе и железнодорожный доступ к нефтяному терминалу в Одессе, Украина. Все поставки СУГ и серы заказчикам и на терминалы на территории СНГ производятся по железнодорожному маршруту.

В случае происшествия на маршруте сбыта продуктов, ТШО пользуется услугами наблюдателей третьей стороны для того, чтобы поддерживать связь с ответственными сторонами и агентствами, на месте происшествия. В зависимости от степени серьезности происшествия, может быть задействована Группа управления кризисными ситуациями (ГУКС) ТШО в целях координирования усилий по предотвращению последствий и урегулирования запросов на дополнительную поддержку от внешних заинтересованных сторон.  ГУКС ТШО имеет доступ к опытным ресурсам Всемирной группы реагирования на чрезвычайные ситуации (WWERT). WWERT является командой из числа наиболее опытных сотрудников Шеврон, обученных оказанию поддержки в управлении происшествиями глобального уровня (Уровень 3), а также в состоянии оказать поддержку в управлении любыми происшествиями. Члены команды являются экспертами в сфере управления чрезвычайными происшествиями и в разработке Планов действия при чрезвычайных ситуациях.

В дополнение, ТШО является членом промышленной ассоциации OSPRI (Региональная инициатива по обеспечению готовности к разливам нефти) (Каспийское море – Черное море – Центральная Евразия), через свои акционерные компании для того, чтобы быть в курсе всех разработок и передовых практик по ликвидации розливов нефти и чрезвычайных ситуаций.

Safety and Environmental Performance

Safety

TCO continues to achieve industry-leading safety results in standard industrial safety measurements such as Days Away from Work and Total Recordable Incidents.

Показатели по технике безопасности

TRIR is a Total Recordable Incident Rate. It is a measure of injury and illness cases without lost time, but that have the potential to lead to lost time. As it is an important leading indicator, TCO manages TRIR closely.

DAFW are the incidents that lead to days away from work.


Working safely is a TCO core value and everyone’s responsibility

In 2017, TCO employees and contractors worked over 94.5 million man-hours with four Days Away from Work incidents. While this is truly world-class performance, TCO strives for zero workplace injuries and is continuously working to improve in this area. Living this commitment will ensure success in fatality prevention and process safety, the two cornerstones to incident-free construction and operations.


Contractor Health, Environment and Safety Management Process

The Contractor Health, Environment and Safety Management (CHESM) Process establishes clear accountabilities, ensures active engagement of contractors, and provides a consistent CHESM program to eliminate health, environment and safety (HES) incidents and injuries among contractors.

Process Scope


This process defines a framework for Contractor Health, Environment and Safety Management and applies to almost all contractors working within the area of «Tengizchevroil LLP» (TCO) operational control.

Note: Areas within TCO operational control are locations, equipment, activities, or projects that are owned, operated, leased, or controlled through rights secured by TCO.

The CHESM process applies to all contractors working in TCO operational control. However, resource allocation for process implementation and management are prioritized to those contractors performing high- and medium-risk work.


Environmental Performance

TCO committed to continuous improvement of environmental performance. TCO has invested over 451 billion KZT (or over $3 billion) since 2000 in environmental protection activities which have achieved reductions in flaring and air emissions, improved wastewater treatment and increased the amount of water reuse.

Flaring Reduction

TCO has implemented number of major projects on flaring reduction, including gas processing capacity expansion project, gas export pipeline capacity growth project and gas utilization project.

Since 2000, investments in environmental protection and plant reliability improvement projects have helped TCO reduce total gas flaring volumes by 79%. TCO has successfully conducted significant Turnarounds each year to replace aging equipment and improve existing reliability; replacing equipment often requires flaring to conduct the work safely. 

As of 2009, TCO has eliminated continuous routine flaring of associated gas. Currently the gas flaring at TCO facilities is periodically carried out to ensure safety of personnel and environment, as well as during equipment maintenance and replacement to improve the operational reliability.

Вручение награды за снижение сжигания попутного газа

 

Tengizchevroil was awarded the prestigious Excellence in Flaring Reduction Award at the 10th Global Gas Flaring Reduction Conference in 2012. The World Bank’s Global Gas Flaring Reduction Partnership recognized TCO as a global leader in flaring reduction, in part due to the success of TCO’s Gas Utilization Program which helped TCO deliver on its commitment to significantly reduce gas flaring.

Rational Water Use

TCO recognizes the value of fresh water as a fundamental social, environmental and economic resource and places great importance on water conservation and emphasizes re-use whenever possible. TCO facilities, like most other water users in Atyrau Oblast, are supplied with fresh water through the Astrakhan-Mangyshlak water pipeline from the Kigash River, one of the Volga River’s channels, because the Tengiz region does not have fresh ground or surface water.

Канализационные очистные сооружения в Тенгизе

TCO’s Wastewater Treatment Facility (WTF) and Water Recycling Facility (WRF) focus on fresh water conservation and wastewater management. TCO’s WTF is designed to treat 6,000 m3/day of sanitary wastewater. The treated wastewater from the WTF provides the WRF influent to produce high-quality water for operational purposes. Operation of the WRF supports TCO initiatives related to fresh water conservation and wastewater management. This facility, commissioned in 2016, is a major component of TCO’s long-term, comprehensive sustainable water management program.

TCO’s WRF, which treats wastewater to technical water quality via reverse osmosis, is designed to produce up to 3,600 m3/day of recycled technical quality water to support TCO operations. The recycled water from operation of the WRF has increased TCO’s annual recycled water rate to over 30% of overall consumption. TCO has a strategy for short-, mid- and long-term water management. TCO is actively evaluating and executing various projects which aim to improve water conservation and awareness, and increase water re-use opportunities.

Waste Management

TCO is exploring opportunities to maintain waste recycling rate of 55% achieved in 2017 and makes considerable efforts for the development of local waste management services. TCO sends more than 25 types of solid wastes for recycling. TCO is furthering RoK’s Green Economy initiative by implementing recycling projects. Paper, cardboard, hard plastic and empty plastic bottles are collected and sent to 3rd parties for recycling and reusing, thus driving establishment of a sustainable waste recycling industry in Kazakhstan.

TCO remains committed to developing local content with our waste recycling partners. TCO continues to identify additional waste treatment opportunities involving third party service providers to increase the range of materials recycled.

Environmental Monitoring

TCO conducts ongoing environmental monitoring including air, water and soil to verify that TCO operations comply with RoK regulations and align with OE expectations for Environmental Stewardship. Our integrated environmental monitoring program is carried out by licensed contractors and data are analyzed by relevant TCO departments. All measurement data is done according to the TCO Industrial Control Program developed in accordance with RoK environmental requirements. TCO has a full RoK accredited laboratory run by a third-party contractor to conduct all data analysis.

Air

There are 12 automated stationary environmental air monitoring stations within and on the boundary of TCO Sanitary Protection Zone in Tengiz. TCO also has fixed monitoring stations in TCO village as well as in the closest settlement, Zhana Karaton, 95 kilometers from Tengiz. A mobile laboratory is used weekly to monitor the area near the plant’s emissions stacks. Readings are taken 16 kilometers upwind from the plants to identify background values for the substances being monitored. Samples are also taken 0.5 to 15 kilometers downwind from the plants and at the border of the Sanitary Protection Zone to monitor air quality.

Soil

There are 55 soil sampling sites, identified and sampled annually, for documenting the overall and local soil quality within the TCO partnership area. Sampling sites for soil monitoring are identified considering wind directions to understand if potential contamination may have been spread via wind from outside of the area. Location of sampling sites may slightly change between sampling events depending on the composition of the soil cover, soil status and other conditions.

Groundwater monitoring

TCO performs regular and routine groundwater monitoring to obtain information about the condition of the environment and assess if there have been any impacts from production activity. The first two water-bearing horizons below ground surface are subject to routine monitoring through a network of groundwater observation wells. Unserviceable wells are decommissioned and old or failed wells are routinely repaired or replaced with new wells to provide a competent and comprehensive groundwater monitoring network resulting in reliable groundwater quality results.

Waste water monitoring

Monitoring of waste water, both industrial and sanitary, allows TCO to control the quality of the effluents placed in evaporation ponds and subsurface horizons (industrial water is disposed in injection wells) as well as to measure compliance with established environmental standards of the Republic of Kazakhstan. Waste water is monitored at discharge points into evaporation ponds and injection wells. Frequency of sampling and analysis of samples complies with TCO’s Industrial Control Program developed in accordance with RoK environmental requirements.

Emergency Response and Oil Spill Readiness

Tengizchevroil meets the highest standards of Product Stewardship practices through managing safe transportation and quality control for its sales. A dedicated team of professionals focus on assessment and mitigation of potential health, environmental, safety, and quality risks for the entire product life cycle. This team promotes use of industry product stewardship best practices with customers and service providers through safety and technical audits.

The Caspian Pipeline Consortium (CPC) is the primary route for TCO’s oil production. The 1,500 km long pipeline connects TCO’s Tengiz field to CPC’s terminal on the Black Sea. TCO also maintains contingent pipeline access to the Baltic Pipeline System and rail access to an oil terminal in Odessa, Ukraine. All LPG and sulfur shipments are delivered to customers and terminals via rail transportation routes.

In the event of an incident along the transportation routes of TCO's sales, the services of third party observers are utilized by TCO to liaise with the responsible parties and agencies where the incident occurred. Depending on the severity of the incident, TCO’s Crisis Management team may be activated to coordinate mitigation efforts and address any requests for supplementary support from external stakeholders. TCO’s Crisis Management team can access the experienced resources of Chevron’s World-Wide Emergency Response Team (WWERT). The WWERT is a team of very experienced personnel trained to support the management of global-level (Tier 3) incidents and are available to support any response. Team members are subject matter experts in emergency management and the development of incident action plans.

In addition, TCO retains membership in the OSPRI industry association (Oil Spill Preparedness Regional Initiative (Caspian Sea – Black Sea – Central Eurasia) through shareholder companies to stay current in developments and best practices in oil spill and emergency response.